• Объявления
  • 29 Июль 2012
    26 августа состоится молебен для учащих и учащихся в селе Бахметьево, в строящемся храме иконы Божией Матери «Владимирской»
  • 29 Июль 2012
    25 августа  в 12.00. состоится молебен для учащих и учащихся в селе Ломовка, у поклонного креста.
Конструктор сайтов православных приходов
Каталог православных сайтов
Православная библиотека

Воспоминания современников о жизни и подвигах схиархимандрита Иринарха



Барковский Дмитрий Павлович (родственник схиархимандрита Иринарха)

  - 29 июня 1941 года, когда меня вместе с дядей отправляли на фронт, на наших проводах был отец Иринарх. Дяде он сказал: «Ваня, пей до дна. Больше выпить не придется. А ты, Дмитрий, все не допивай, придешь — тогда и допьем». Через 10 дней после отъезда дяди пришла о нем похоронная, а я прошел всю войну, был ранен не раз, но вернулся.

Карнауховы Александра и Мария (Рига)

- Наша мама близко знала отца Иринарха, и он в конце жизни постриг ее в монахини без благословения владыки. Узнав об этом, архиепископ Антоний (это было в конце 1940-х годов), разгневался, что без его благословения совершили постриг, и решил за своеволие с
самого Старца снять мантию. Подъезжая к дому батюшки, владыка увидел отца Иринарха, встречающего его на дороге с мантией в руках. Так, владыка, убедившись в прозорливости Старца, уехал назад в Тулу, ничего не сделав ему.

Этель Ксения Федоровна (прихожанка Успенского храма г. Богородицка, проживающая в пос. Бегичевском)

- Как-то шли три женщины с шахты № 59 к отцу Иринею за советом. Две из них всю дорогу говорили о Старце, о том, что ему дают подарки, что он не даром оказывает людям помощь. Третья женщина шла молча. Пришли к дому Старца. Батюшка вышел на крыльцо к ним навстречу и сказал, что они вели себя неразумно, много говорили и что подарков ему от них не надо. И, отправив их обратно, пригласил третью женщину в дом и долго с ней беседовал.

Протоиерей Михаил Чудаков

— Будучи еще светским человеком, я пошел к Старцу за советом. Народу собралось много. И вот, вышел отец Иринарх и стал звать — диакон Богородицкий, диакон Богородицкий! Все переглянулись — диакона Богородицкого не было. После этого я, вернувшись домой, узнал, что диакон Косьма Уханов, служивший в Богородицке, переведен в церковь города Плавска, а я представлен к рукоположению во диакона Успенского храма г. Богородицка.
Когда отца протоиерея Михаила взяли на фронт, от него долго не было весточки. Тогда Михаил пошел к Старцу узнать, жив ли отец. Батюшка ответил: «Дай Бог, да не чается». Вскоре после этого была получена похоронка с фронта.

…В период служения отца Михаила диаконом в Успенской церкви г. Богородицка с ним служили два маститых священника — настоятель отец Феодор (Чемагин) и отец Григорий (Ивановский). Последний требовал от диакона сослужения с ним на каждой литургии, ко-торую он совершал, а отец Феодор настаивал на том, чтобы за будничными службами диакон был на клиросе, а в воскресенье и праздники служил. Это разнотребование доходило до распри. Однажды отец Михаил выразил недовольство своим положением. Он чувствовал себя как между двух огней. Через некоторое время приснилось ему, что он кланяется то одному, то другому священнику. Тогда диакон Михаил пошел к отцу Иринарху спросить, как ему поступать, при этом о сне ничего не сказал. Старец на его вопрос ответил: «Как видел во сне, так и поступай».

Сидорова Анна Ивановна (г. Богородицк)

— Моя мама очень часто ходила к отцу Иринарху и без его благословения ничего не делала. Как-то она пришла к нему с бытовыми вопросами, а батюшка начал ее расспрашивать про дочь Настю и велел безотлагательно идти к ней: «Иди, иди, а то присватается какой-нибудь другоженец». Мама пошла к Пасте и спросила, не сватается ли кто к ней, И дочь ей рассказала, что есть красивый молодой человек, который делает ей предложение. Мама сообщила Пасте, что ее к ней послал батюшка, и рассказала ей обо всем. А через два дня приехала к этому человеку жена с двумя детьми. Так Старец оградил девушку от не-приятностей.

Ускова Пелагея Ивановы (поселок Товарковский)

— Будучи еще 16—17-летней девушкой, я ходила к Старцу на богослужения, которые заканчивались поздно вечером. Однажды я захотела остаться ночевать с некоторыми жен-щинами в Лёвинке, но батюшка велел идти домой, только не по дороге, а по задворкам, чтобы никто не обидел. «Иди, — сказал он, — а то мать скажет, где ты шлюндаешь». Ис-полнилось батюшкино предсказание. Мама так и сказала.

Некрасова Нина Михайловна (регент правого хора Успенского храма города Богородицка)

— В начале зимы 1947 года батюшка пришел в город Богородицк побывать в церкви, у знакомых, а ночевать пришел к нам. Мама приняла его. Когда мы с мужем пришли с работы, батюшка отдыхал. С ним был его воспитанник Сева. Вдруг батюшка забеспокоился, поспешно встал с постели и, обращаясь к Сене, сказал:
«Севка, иди, ищи скорее лошадь, надо скорее уезжать, мы здесь останемся с одним крестом без рубахи». Сева ничего не ответил, а батюшка лег и успокоился. Сели за стол, а батюшка опять заволновался и повторил то же самое. Нам стало страшно такое слушать. Что бы это значило? А батюшка, обращаясь к Сене, снова говорит:
«Севка, проси начальство, кланяйся. Я-то старый, а тебе-то жить. Эх, ворона!»... Говоря «начальство», батюшка показал на мужа, который был начальником финансовой части в лагере военнопленных. Потом батюшка снова успокоился, но начал сетовать, что налог большой нужно платить 25 тысяч, и дал мужу свои финансовые документы для того, чтобы он подсчитал сумму для уплаты налога.
В сентябре 1948 года выяснились загадочные действия Старца. У мужа случилось хищение из кассы, пропало около 25 тысяч казенных денег. Приезжал из Тулы военный трибунал. И было у нас все, как предсказал батюшка: остались мы с одним крестом, и начальнику кланялись, и лошадей искали.

Воронина Александра Филипповна (пос. Товарковский)

— Мой отец, Черных Ф.М., погиб в шахте в 1946 году. Мамина сестра пошла к батюшке, чтобы он отслужил панихиду. Закончив служить, батюшка дал два налобных венчика, а тетушка говорит: «У нас один покойник». Батюшка ответил, что и второй венчик пригодится. И действительно, через сорок дней у маминой сестры Ольги умер муж, и венчик пригодился.

...Две женщины, Золотных М. и Воронина Марфа, жили в одном доме и имели некрещеных детей. Золотных М. предложила Ворониной М. пойти к батюшке окрестить детей. Марфа ответила, что не пойдет, а купит лучше на эти деньги, которые нужно отдать батюшке за крестины, ведро картошки. Золотных М. пошла одна. Когда окрестили ребенка, батюшка достал деньги и дал Золотных со словами: «Придешь домой, купишь ведро картошки». Так батюшка обличил ту женщину, которая не пошла крестить ребенка.
.Шел 1947 год. Наша мама со своей сестрой Ольгой пошли к батюшке и понесли гостинец — свежие помидоры. Когда они пришли, он лежал на печке и отдыхал. Тетя Оля хотела выложить гостинец сама, а батюшка сказал, что выложит сам. В это время мама думала, где ей взять хоть один стакан пшена, чтобы сварить кашу своей девятимесячной дочке. Тогда батюшка слез с печки, выложил помидоры и стал беседовать с женщинами. Когда мама вернулась домой и открыла сумку, то нашла в варежке пшено. Так прозорливый Старец накормил маленькую девочку.

…Папа готовился к перестройке дома, так как он был очень маленький и ветхий, а в семье нас тогда было б человек детей. После гибели папы в 1946 году нам предложили от Поссовета земельный участок для постройки дома недалеко от железнодорожной станции. Мама пошла к батюшке, посоветоваться, где строиться — на старом месте или на новом. Батюшка благословил на новом и сказал, чтоб строились побыстрее. Вскоре поменялись деньги, и в магазинах все исчезло, а мы по молитвам Старца построились без проблем.

…К моей подруге, Ваньшиной Людмиле, приехала тетя из Подольска, чтобы сходить в цер-ковь — в то время все боялись ходить в храм по месту жительства. Сначала она хотела пойти в Богородицкую церковь, но показалось, что ехать далеко; к батюшке тоже не хотелось, так как у него было тесновато. Все-таки после некоторых колебаний пошла к нему. А он, встречая ее, говорит: «Ну что? Ко мне пришла, во времянку, не поехала в Богородицк. Так Господь явил прозорливость батюшки.
 
Шипуля Анна Константиновна.

— В 1980-х гг. я работала в Товарковском универмаге. Во время перестройки, когда был высокий спрос на товар, приходилось работать порой до утра. Однажды я увидела в магазине племянницу отца Иринарха, Марию, и спросила у неё: «Батюшка что-нибудь говорил о сегодняшнем времени?». Немного помолчав, она сказала: «Сидит он однажды на лавке, смотрит в окно и говорит: «Как хочется выпить всем, всем; всем людям хочется выпить». Видимо, батюшка этим предсказал, что после перестройки наступит такое время, когда все будут пить вино — и большой, и малый. Так оно и происходит в наше время.

...В 1946 году у меня родился братик. И пошли его крестить к отцу Иринарху. Во время совершения таинства, срезав с головы немного волос и посмотрев на свет, батюшка сказал: «Поживет немного и начальничком будет». Мой брат, Владимир, отслужив в армии, поступил работать на Товарковский завод высоковольтной арматуры, где ему приходилось писать в газету различные заметки. Затем работал корреспондентом в редакции в городе Богородицке. В последнее время работал заведующим промышленным отделом в редакции «донской газеты» города донской. 11 марта 1986 года он умер. Так исполнилось предсказание батюшки: пожил немного, всего 40 лет, и начальничком был.

Нурова Марина Ивановна (город Липки Тульской области)

— В 1965 году, когда болел мой отец и лежал в больнице в поселке Товарковский, мама пошла на могилку отца Иринарха за водой. При жизни она его не видела, но почитала по рассказам. Когда пришла на могилку, перекрестилась, подняла голову и увидела старичка, который ее спросил: «Что, за водичкой пришла? Давай помолимся сначала». И сам начал читать молитвы. Сколько молились, мама не помнит. Помолившись, старичок говорит: «Ну, теперь бери водичку». Мама набрала воды, обернулась, а старичка нет. Только через много лет, когда она увидела фотографию отца Иринарха, она поняла, что молилась на могилке со Старцем.


Джерина Мария Павловна

— Задумала я выходить замуж. Жених был хромой (попал под поезд). Пошла за благосло-вением к батюшке, так как мама была против. И он мне сказал: «Все выходят замуж». Но мама на этом не успокоилась и сама пошла к батюшке. Он ей ответил: «Не перечьте». В скором времени мы сыграли свадьбу. У нас родилась дочка недоношенная. Пошли к нему крестить. Окрестив девочку, батюшка сказал: «Теперь будете спокойны» И мы решили, что она не будет долго жить. И она действительно прожила только 18 дней. Через некоторое время родился сынок. И мы снова пошли к отцу Иринарху его крестить. Он смотрит на него и говорит: «Мамкина радость, мамкина радость». И действительно, выросла мамкина радость.


Барковская Мария

— Раньше я жила в деревне Павловка. У моих соседей намечались крестины. Меня при-гласили быть кумой, а кумом - Василия. Запрягли лошадь, убранство на ней все сияло. Я то-гда про себя подумала: на такой лошадке ехать только венчаться, а не крестить. Взяли мы ребенка и поехали к батюшке. Когда вошли к нему в дом, он стоял у окна и, показывая на лошадь, произнес: «Лошадь хороша, только венчаться». Кум говорит: «Мы не венчаться, а крестить дитя». И так было повторено три раза. Постояв немного, батюшка окликнул Василия: «Вася, ты в скором времени придешь ко мне и будешь со мной». Так все и получилось. Батюшка умер в 1950 году. Василий побывал на его похоронах, а через полгода Василия подстрелил собственный брат, и похоронили его возле батюшки.

Гречишкина Татьяна

— Помню, один раз заходил в родительский дом схиархимандрит Иринарх. И я побежала туда, так как обещала Старцу подарить полотенце. Только зашла, а он говорит: «Вот, мне подарочек несут. Шел я по железной дороге, меня чуть-чуть поезд не задавил. Слава Богу — жив остался». Прошло после этого дня два-три. Мой супруг возвращался с работы по железной дороге и решил уцепиться за поезд. Но зацепился неудачно, и его потащило—еле жив остался. Через некоторое время после этого случая я пошла к батюшке крестить ребенка. Отец Иринарх поднял ребенка высоко и говорит: «Расти, расти скорей. Будешь помогать матери за хлебом бегать». И действительно, мне помогает, ни в чем не отказывает.

…Однажды моя тетя пошла к батюшке за советом и завела разговор о здоровье блаженной Олюшки10, что она плохо стала видеть и слышать, что, наверное, скоро умрет. А отец Иринарх говорит: «Может, под Пасху, может, на Пасху, а может, после Пасхи». И у тети так и получилось. У дочери ее под Пасху умер ребенок, на Пасху умер другой, а на Фоминой неделе умерла сама моя тетя.

…Как-то осталась я ночевать в батюшкином доме. Кроме меня там были еще люди. Ночью встали мы на молитву, а через некоторое время из своей кельи вышел батюшка и сказал: «Читайте акафист Божией Матери «Неопалимая Купина». В это самое время в Товарково начался сильный пожар. Но, слава Богу, по молитвам Старца страшных последствий не произошло.



Эдуард Иванович (уроженец Кавказа, направленный в 1942 году в Тульскую область, в поселок Товарковский, работать на шахте)

— Я слышал много рассказов о Старце от шахтеров. И мне самому захотелось его увидеть. В 1946 году представился для этого удобный случай — у дальней родственницы надо было крестить ребенка. Жили они очень бедно, и на крестины пришлось занимать. Мать ребенка отдала мне деньги и отправила в Лёвинку. Я шел с такой радостью, что моя мечта теперь исполнится, и я увижу Старца. Войдя, я поклонился и сказал, что пришел окрестить ребенка. Батюшка посмотрел и сказал: «Положи дитя, а мы с тобой побеседуем». Угостив чаем и побеседовав со мной, батюшка окрестил ребенка. После таинства я стал доставать из кармана деньги, но батюшка меня опередил. Дает мне тридцатку и говорит: «Это на молоко дитю, а те деньги, которые заняли, пусть отдадут». Батюшка благословил и проводил с Богом.

Мария Кузнецова (поселок Товарковский)

— Будучи тринадцатилетней девочкой, я вместе с мамой пошла в Лёвинку к отцу Иринарху. Выйдя на улицу, я от радости похлопала в ладоши и поплясала. Когда пришли к Старцу, он, встречая нас, сказал: «Хорошо ходить к батюшке с песнями и плясками».

М. С. Голева

— Однажды мама послала меня к батюшке отнести молоко. Выйдя на улицу, я увидела подружку и сказала ей, что иду в Лёвинку к батюшке. Подружка предложила: «Зачем мы пойдем в Лёвинку? Давай зайдем за дома и выпьем сами молоко, а матери скажем, что отнесли к батюшке». Я не согласилась на такой обман, и подруга отказалась идти со мной, но вскоре догнала меня, и мы пошли к батюшке. Когда мы пришли к Старцу, он встретил нас такими словами: «Зачем вы принесли молоко, сами выпили бы, а матери сказали бы, что отнесли батюшке».

Павел Хабаров

— Мы с двумя товарищами решили пойти к батюшке просто так, от безделья: «делать нечего, пойдем к попу, поболтаем», — решили мы. Старец встретил нас с кастрюлей, полной воды, и говорит: «Коли делать вам нечего, то возьмите, поболтайте». А сам, развернувшись, ушел в свою келью.

Семья Лушкиных (город Богородицк)

— Собрались мы крестить ребенка, когда ему исполнилось два месяца. Но никак не могли решиться, куда пойти: в Лёвинке батюшка старенький, руки у него слабые, келья у него маленькая и грязная, в Туле — чисто, священник молодой, И после долгих раздумий приехали все-таки в Лёвинку. Отец Иринарх, приняв нас, говорит: «Я старый, у меня тесно и грязно, а вы езжайте в Тулу, там священник молодой, чисто и хорошо там».
В одной из деревень близ города Узловая у стариков пала корова, но они ухитрились продать ее мясо. Через некоторое время хозяйке понадобилось пойти к батюшке. А он всем приходящим всегда дарил что-нибудь, кому даст свечку, кому платочек. Женщине этой дает румяный пирожок и говорит: «Придешь домой, не режь его, а разломи. С мужем и съешьте». Вернувшись домой, она похвалилась мужу, какой ей батюшка дал

гостинец. Разломила пирожок, а там живая лягушка сидит. Она, соединив пирожок, пошла обратно к Старцу и говорит: «Батюшка, что же вы нас таким пирожком оделили?» А он ей отвечает: «Зачем вы дохлую корову людям продавали? Они ели ваше мясо, но не отрави-лись, потому что Ангел-Хранитель благословил мясо. А вы за это ешьте лягушку».

Арефьева Валентина Федоровна

— Одна девушка задумала выходить замуж, и пошла за советом к батюшке. Однако прежде зашла к гадалке. Когда она пришла к батюшке, он ей и говорит: «Выходи, выходи, за кого гадалка нагадала».
.
Митина Мария Васильевна

— В 1947 году моего брата посадили в тюрьму. Мама послала меня к батюшке, так как самой ей было стыдно идти. Я пришла к нему и говорю: «дедушка, завтра суд брату, а мама ехать боится». Он мне отвечает: «Пусть идет и не боится. Суд будет радостный, дадут много, сидеть будет мало, домой будет денежки слать». Все так и получилось. Сослали его на 12 лет в порт Дудинка, где он ремонтировал корабли, сидел 6 лет, домой присылал два раза деньги. Когда вернулся, привез 7 тысяч и купил машину. Так все и получилось, как говорил отец Иринарх.

 …Помню еще один случай: у тети забрали на фронт мужа, и от него долго не было вес-точки. Как-то мимо дома проходил батюшка, ему тетя и говорит: «Батюшка, писем от мужа нет». Он, не останавливаясь, сказал: «Будет». На следующий день пришла похоронка. Когда батюшка снова проходил мимо, тетя сказала: «Батюшка, мне пришла похоронка». Он оста-новился и сказал: «Терпи. Я его уже земле придал и панихиду отслужил».

Раба Божия Параскева

— Одна женщина пошла за духовным наставлением к отцу Иринарху. В сумке у нее было 20 яиц. Враг внушил ей мысль лукавую, и пожалела она отдавать все яйца батюшке, подумав, что и детям надо отнёсти. И она решила спрятать половину яиц в лопухи у загородки. Батюшка дал ей наставления, благословил. Уходя, женщина дает ему несколько яиц: «Возьмите, батюшка, гостинчик, кушайте на здоровье». А отец Иринарх говорит: «Ты, милая, неси эти яички ребятишкам». «У нас еще есть», — говорит она. — «Да нет у вас!» «Есть, батюшка, есть!» «А я говорю, неси домой, твои яйца грачи все растаскали, а как выйдешь, то увидишь грача с последним яйцом». Женщина вышла от батюшки и ахнула: грач из лопухов последнее яйцо добирал.

Прощалыкина Н. Н.

— Моя мама в 1947 году получила черепно-мозговую травму и долго болела. Однажды к нам пришел отец Иринарх, перекрестился и тихо сказал: «Аннушка, тебе пора вставать, сегодня не поднимешься, так и будешь лежать». Посадив маму на кровать и причастив ее, батюшка сказал: «Ходить надо». С помощью невестки подняли ее с кровати и заставили сделать несколько шагов. Уходи, батюшка сказал: «Вставай, еще работать будешь, дочь надо растить». Мама начала потихонечку поправляться. А в 1949 году после восьмилетнего перерыва устроилась на работу по благословению батюшки и еще отработала 19 лет.





..Еще помню случай, когда у нашего дома вывалилась стена от подоконника до земли. Мама пошла к батюшке. Он ей сказал:
— Ремонт сделают ненадежный. Стройся. Тебе, Аннушка, помогут.
— Батюшка на что же строится-то, и так из долгов не вылезаю, — испугалась мама. — А ведь и за подвоз и за работу нужны деньги, да и материалы дорогие, не укупишь.
— Лес тебе дадут бесплатно, и я тебе немного денег дам, ссуду возьми, помогут, ведь квартир свободных нет и не будет.
— Батюшка, а где же я денег возьму, чтобы с вами рассчитаться, живем с дочерью вдвоем на пенсию.
— Поступишь работать, ведь хлопочешь же.
Так все и получилось, как говорил батюшка. Лес выписали часть бесплатно, часть 30%, как б/у. Дали ссуду, а деньги, которые батюшка дал, мама брала с собой, когда ходила по инстанциям к руководству, и так был построен дом. Когда она отдала последнюю часть долга Старцу, он ей сказал: «Анна отдала, а некоторые даже не благодарят».

 …Однажды после одного из сердечных приступов мама пошла со мной в Лёвинку. В конце беседы она Старцу говорит: «Ох, батюшка, боюсь, дочь не смогу вырастить, умру, и что с ней будет?» А он тихо отвечает, поглаживая по голове: «Вырастет, инженером будет, учи-телем будет». Мама повеселела, поняв, что еще по- живет и меня до ума доведет, а я никак не могла понять, как можно стать и учителем, и инженером одновременно.
Прошли годы, Я закончила школу, пошла работать и учиться заочно. Получила диплом инженера-технолога, работала на разных должностях, пришлось и преподавать, подраба-тывая в вечерней школе. Вот и исполнилось через 20 лет предсказание Старца.


Рассказывают в народе и  такие истории:

…Однажды из Рязанской области во время Великого поста к отцу Иринарху приехали два священника и молодой монах. Священники просили совета, как им дальше жить: приход, где они служат, очень богатый, церковь большая, красивая, а дружбы между ними нет. Отец Иринарх ничего им не сказал, но посадил за стол их обедать, на стол поставил картошку в мундире, квашенную капусту, сухари из ржаного хлеба, из печи вытащил мягкий хлеб и сверху помазал коровьим маслом. Священники стали есть картошку с мягким хлебом, а батюшка с монахом ели сухари. После обеда, когда по- молились Богу, Старец им сказал: «Жить надо просто, ибо сладкоежек Господь любит испытывать».

 …Приехал к отцу Иринарху богатый человек за советом. «У меня три сына, — рассказывал он батюшке, старший уехал в город и стал жить богато; средний женился на богатой невесте и имеет много пчел и скота. Младший скитается по земле, и я не знаю, где он. Сам я скоро умру, а кому оставить наследство, не знаю». Старец ему отвечает: «Кто из трех твоих сыновей даст тебе воды перед смертью, тому и оставь». С этим и уехал тот человек домой. Через некоторое время приехал к батюшке сосед того отца с просьбой причастить его. Когда отец Иринарх приехал, старик ему сказал: «Я уже умираю, но никто мне не дал воды напиться. Старший сын приезжал, привез много лекарств, но они мне не помогают. Средний меда и разных лечебных трав, а младшего так и не видел». Старец ему отвечает. «Ты эту ночь скажи соседке, чтобы она дом не закрывала. А если воры залезут, тогда воры и дадут воды». Под утро постучались, в дом вошел младший сын, который ходил  по монастырям и с собой принес воды из разных святых источников. День и ночь он не отходил от постели отца и поил его святой водой. Через некоторое время поднялся старик и остатки дней провел с младшим сыном. После его смерти сын, раздав все имущество, ушел в монастырь и стал монахом.

… Пришла как-то к отцу Иринарху плачущая женщина и жалуется: «Меня изъедает соседка, обвиняя в том, что я украла у нее утку. А я перед Богом отвечаю, что я этого не делала». Старец ее успокоил, дал ей просфору и отправил домой. Тут приходит хозяйка утки и начинает обвинять ту женщину в воровстве и что она не признается в содеянном. Батюшка спрашивает: «Может, утку и не воровали?» Она отвечает: «Я клянусь перед Богом, я видела, как она эту утку жарила». «Но если клянешься перед Богом,- говорит отец Иринарх,- то Господь вернет тебе твою утку, а то, что Господь подаст тебе к утке, то ты отдашь соседке». Женщина успокоилась и пообещала Старцу выполнить его благословение. Когда она пришла домой, то во дворе увидела свою утку с выводком утят. И пришлось ей отдать их своей соседке.

…Однажды шли две женщины утром доить коров и решили по пути зайти к батюшке по-болтать. Когда они пришли к нему, то застали его за молитвой. Встретив их, он посадил жен-щин за стол и, дав им по ложке, поставил на стол большую чашку с водой и сказал: «Языком болтать — грехов наживете, так вы болтайте ложкой в воде, а я за вас Богу помолюсь». После молитвы отец Иринарх дал женщинам по просфоре и отправил их домой.

Потапов Семен Александрович (город Богородицк)

— Я работал начальником треста «Калининуголь», и ко мне пришли женщины с просьбой, чтобы я помог отремонтировать дому батюшки. Я им пообещал, что сам приеду и посмотрю, что там делать. Когда я приехал, Старец говорит: «Ну что вы обо мне хлопочете, у вас своей работы много», Я ему отвечаю: «Работы много, а сданы нет». Тогда батюшка похлопал меня по плечу и сказал: «Будет тебе слава, когда на место крест поставишь».
В конце 1970-х годов мне поручили восстановление дворцового комплекса графов Боб-ринских в Богородицке. И когда начали реставрировать Казанский храм, то в первую очередь был поставлен крест на нем. После реставрации про меня пошла слава как, о патриоте нашего города. И тогда я вспомнил слова Старца, произнесенные много лет тому назад.

Ломакина П. Н.

— Родилась я в 1924 году в Курской области. В 1935-м приехала в поселок Товарковский на заработки. Проработав до 1948 года, я очень сильно заболела — у меня начались приступы, похожие на припадки, повторявшиеся по 6 раз в день. Так это продолжалось до 1954 года. Мне дали пожизненную группу. Я уже не знала, что мне делать и как лечиться, потеряла надежду на свое выздоровление. В то время у нас жила болящая Оленька, и я пошла к ней за советом. Она меня выслушала и отправила на могилку к батюшке за водичкой и земелькой. Набрала я воды и земли, вернулась домой. Пила я воду несколько дней и прекратила падать. Вот так я исцелилась от падучей болезни по молитвам батюшки, а проболела я семь с половиной лет.

Толстошеева Александра Илларилоновна

— В 1942 году я, маловерная, надсмеялась над двумя женщинами, которые ходили к ба-тюшке и носили пышки в подарок. Однажды я им говорю: «Что вы к нему ходите? дали бы мне пять пышек, я бы вам все предсказала». Прошло несколько лет. У меня случилась неприятность — мужа задержала милиция, подозревая его в воровстве, и я пошла к батюшке за советом. Только я вошла в дом, Старец, сидя на топчане, мне говорит:
«дай мне пять пышек, и я все расскажу». Я пала ему в ноги и заплакала. Батюшка погладил меня по голове и сказал: «Меня самого судили, и в ссылке был, и жив остался. Помотают, помотают и выпустят. Встретите человека, он на путь направит». Батюшка благословил меня и отпустил. Пошла домой я через рынок. При рынке в это время работал мясоруб В. Головин. Увидев меня, он подозвал к себе и спросил, что случилось, я ему все рассказала. Выслушав, он дал мне адрес, по которому я должна поехать в Тулу, не терял времени. Съездив в Тулу, я добилась пересуда, и мужа освободили. А сначала ему присудили за воровство 10 лет тюрьмы. После этого случая я стала верить в Бога и в молитвы Старца Иринарха.
 
…В 1946 году я вышла замуж, и, когда стала ждать ребенка, все родственники меня уго-варивали сделать аборт, пугая тем, что может опять начаться война. И я их послушала. После аборта я чувствовала неловкость, и, где бы я ни была, у меня было ощущение, будто меня кто-то преследует. Я решила пойти за советом к батюшке. Встретив меня ласково, он с отцовской любовью начал меня ругать: «Чужеумка, зачем сделала аборт, что слушаешь других, грех тебе этот Господь никогда не простит». И наложил на меня епитимию: строго соблюдать все 4 поста, среду и пятницу, а Великим постом утром и вечером класть по 40 земных поклонов, и так всю жизнь. Посты я стала соблюдать, а среду и пятницу забывала. Через некоторое время пошла к батюшке на исповедь. Он меня спросил: Среду и пятницу соблюдаешь?» Я ему ответила, что я про них забываю, так как с утра приходится готовить супругу непостную пищу и пробовать ее. И однажды я, проснувшись, лежала на диване в зале. Тут я почувствовала, что кто-то взял мои пальцы правой руки своими теплыми и ласковыми руками и на ухо мне говорит тихо и ласково: «Не забудь, сегодня пятница». Подняв голову с подушки, я увидела, как тень батюшки направилась в сторону спальни. С тех пор я выполняю завет батюшки и по сей день.

…В конце войны моя сестра Анастасия вышла замуж. У нее родилась дочка, но с мужем она жить не стала. Понесла я племянницу крестить к батюшке. Был ноябрь, холодно, но снега не было. По дороге лукавый вселил в меня чудовищный помысл, И я стала приоткрывать одеяльце, чтобы девочка простыла и умерла. Когда я пришла к Старцу, он меня встретил такими словами: «Ох, крестная, ох, крестная, умри, умри. Она девчонка хорошая будет, и два имени у нее будет. Выучится, и все хорошо будет». Окрестив ребенка, я ушла домой. Сестра работала в это время учительницей в школе на 50-й шахте. Один из учителей этой школы был на фронте, и там он показал однополчанам фотографию своих односельчан. Один из них влюбился в Анастасию и сказал ему об этом. Но учитель не посоветовал с ней встречаться, сказав, что у нее есть ребенок. Но тот не обратил на это внимания и написал своим родителям, что с войны домой приедет с женой и ребенком. Приехав к нам, он повстречался с Анастасией, они влюбились друг в друга и расписались в загсе, а девочка была удочерена. И получилось так, как предсказал отец Иринарх: девочку сначала звали Надежда Григорьевна, а после удочерения она стала Валентиной Федоровной.
 
Конкина Неонилла

— Однажды на Святой неделе поехала я с приятельницей на могилку Старца. Подойдя к ограде, услышали громкий плач одной женщины, которая стояла на коленях. Мы долго стояли в стороне, чтобы не мешать. Когда она успокоилась, мы подошли к могиле, и она, увидев нас, рассказала: «Приехала я с Сахалина, у меня сильно заболела дочь, лечению болезнь не поддается. Я потеряла всю надежду. Денег у меня уже нет на лечение, с мужем разошлись. Одним словом, оказалась я в бедственном положении. Сама я из этих мест, из села Товарково, по молодости приезжала сюда зарабатывать деньги, а потом уехала на Сахалин, И вот однажды приснился мне сон. Вижу батюшку, он мне говорит: «Приезжай ко мне на могилку, возьмешь земельки, водички — и дочка твоя выздоровеет». Я ему отвечаю: «Батюшка, а как я поеду, у меня копейки за душой нет». А он сказал: «Бог тебя благословит», — и перекрестил меня. И вот я собралась, дочь оставила с соседями, а сама поехала и вот теперь не знаю, как поеду обратно». Мы, пожалев ее, собрали деньги, что у нас были, и отдали ей. Так, через нас батюшка помог той женщине вернуться домой, и верим, что дочь ее исцелилась.

…Одну из своих духовных чад, Лидию Семеновну Татаринову, Старец Иринарх благословил на фронт. Ее мама очень переживала и плакала. Тогда батюшка сказал ей: «Вера, не сокрушайся! Пока Матерь Божия все волосики на ее голове не переберет, она не умрет». Так и случилось. Лидия прошла всю войну и не была ранена. После войны Лидия Семеновна попала в тюрьму. Она была осуждена незаконно. Отец Иринарх молился за
нее. И вот в тюрьме Лидия видит сон: на руках у нее три цепи. Подходит к ней Матерь Божия и три раза ударяет мечом по цепям. Они упали, и сон закончился. Три раза был суд над Лидией, и на третий раз ее оправдали.

…Однажды Лидия Семеновна увидела во время венчания, которое совершал Старец, как свечи и лампады зажигались сами собой. Отец Иринарх объяснил ей это тем, что эта пара Богу угодная.

Колосова Людмила Григорьевна (город Киреевск Тульской области)

— Я с подругой пробегала мимо храма на базар, и решили мы забежать в храм. Зашли и встали в притворе. Отец Иринарх в это время был в алтаре и стоял к нам спиной. Повернувшись, вдруг говорит: «Те, кто мимо бежал, бегите дальше, а те, кто пришел на молитву, стойте». Мне стало стыдно, я пошла к батюшке и покаялась.

Моисеева Раиса Владимировна

— Я узнала, что в Лёвинке похоронен схиархимандрит Иринарх и недалеко от могилы есть источник. В июне 2001 года собрались мы с подругой и поехали. Приехав на Лёвинское кладбище, начали искать могилу Старца. На кладбище была женщина, и мы спросили, где находится его могилка. Она нам указала ее. Подойдя к могилке, я сказала, что это, наверное, не здесь: у такого Старца и такая простенькая могилка? Не верю. Мы опять подошли к женщине, указавшей нам дорогу, уточнить, правильно ли мы пошли. Она указала на то же место. Потом мы пошли к источнику. Подойдя к нему, я наклонилась, и меня обдало из него струей воды. Тут я поняла, что отец Иринарх так меня проучил за мое сомнение.

Артемова Александра Григорьевна

— В 1946 году, когда мне было 12 лет, жила я в деревне Суходол Богородицкого района. После войны школы у нас не было, немцы сожгли ее в 41-м году, а ближайшая от нас была в деревне Малёвке. Учиться приходилось ходить туда, а это было около 5 км. Конечно, такой путь по чистому полю было проделать нелегко, особенно зимой. И все, с кем я ходила в школу, стали бросать учиться. Оставалась одна я. Но вот и я объявила своим родителям, что больше в школу не пойду, что учиться незачем, что все мои ровесники уже бросили школу и давно работают. Как меня только не ругали родители и не уговаривали не бросать школу. Тогда моя тетя, Мария Ивановна, решила отвести меня к отцу Иринарху. Очень она его любила и с любой своей проблемой, с любым несчастьем и горем шла к нему. Сказав моим родителям, что батюшка точно подскажет, что нужно делать, мы отправились с тетей в Лёвинку. Когда мы зашли к нему в дом, то увидели батюшку, стоящего напротив нас, будто бы он знал, что мы придем, и ждал нас. Мы еще не успели поздороваться, не сказали ни одного слова, а он, благословляя меня, произнес:
«Учиться, деточка, надо, обязательно учиться!». Так, с Божьей помощью и по благословению любимого батюшки, я выучилась. До сих пор мы ездим на могилку к батюшке просить его молитв.



Игумен Кирилл (Титов), священнослужитель Свято-Казанского женского монастыря в Папоротке

— Моя бабушка, Титова Мария Степановна, во время войны, в 1941 году, с четырьмя детьми жила в бараке на станции Товарково, около вокзала. Однажды налетели немецкие самолеты и стали бомбить железнодорожный вокзал. Она приказала детям быстрее бежать в деревню Романовку. а сама, закрыв квартиру и сарай, побежала вслед за ними. По пути ей встретился батюшка Иринарх, который шел ей навстречу из Романовки. «Куда ты спешишь, мать?»,— спросил он. — «Батюшка, самолеты бомбят, надо спасаться». — «Не бойся, возвращайся домой. Бомбы они покидают, но все упадут в другом месте и вреда никому не причинят». Отец Иринарх довел ее до дома, а сам пошел дальше. В это время налетели наши самолеты, а немецкие улетели, сбросив бомбы, которые упали в поле, за вокзалом, не повредив дома.



Назад к списку